Задание:
Образ Екатерины и трагедия совести в драме А. Н. Островского «Гроза»?
Решение:
Русская литература XIX века представила нам гале рею Удивительных женских образов. Мы хорошо помним пушкинскую Татьяну Ларину — скромную, кроткую и в то же время очень глубокую натуру. Лермонтовская княжна Мери мила своей почти детской непосредствен ностью, а Вера поражает способностью к самоотвержен ной и бескорыстной любви. Когда же мы встречаемся в романе И. А. Гончарова с Ольгой Ильинской, то ви дим в ней нарождающийся тип русской женщины, ве рящей в свои силы и стремящейся перевоспитать и защитить слабого, но искреннего и доброго мужчину. Полна глубины страдания от несоответствия внутрен него мира внешним условиям Лариса Огудалова в пье се А. Н. Островского «Бесприданница». Но образ Кате рины из драмы «Гроза» все-таки стоит особняком во всей русской литературе. Будучи выходцем из купеческой среды, хорошо зная быт и нравы Замоскворечья, Островский показывает совершенно новую для нас героиню. Новизна этого об раза состоит в том, что Катерина единственная из всех перечисленных женских типов не является дворянкой, не обременена грузом образования и светского воспита ния. Она представительница купеческого сословия и несет в себе все характерные социальные признаки взра стившего ее мира. Это природная натура, данная авто ром во всей своей чистоте и непорочности. Катерина — девушка, которая жила и воспитывалась свободно: «словно птичка на воле». Эта вольность в же ланиях и, в общем, не ограниченная никем свобода не развили в ней порочных качеств. Свойственная купече ству природная набожность, помноженная на страстность героини, не позволила ей приспосабливать религиозные принципы к окружающей обстановке. Вера Катерины без гранична, но это не значит, что девушка живет в полном согласии с собой и с Богом. Вся жизнь ее полна внутрен них противоречий. Героиня едва ли не ежеминутно пере ходит из одной крайности в другую. Купеческая среда неоднородна, и принципы воспитания в родительском доме не согласуются с тем, как приходится жить в невестках. Катерина находится в постоянном смятении, в поиске, страдая от невозможности примирить в себе непримири мое. Сегодня она раскаивается в том, что делала вчера, а между тем сама не знает, что будет делать завтра. Своеобразие этой натуры состоит в том, что Катерина не принадлежит к буйным характерам, разрушающим все на своем пути. Наоборот, ее можно назвать кроткой, стремящейся к покойной любви и мирному семейному счастью. Она едва ли не идеальная жена. Героиня пыта ется жить в гармонии с собой и окружающими, но, вый дя замуж, попадает в своеобразную клетку, в мир, кото рым правит надменная, властная Кабанова. Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет просто ра для светлых видений, нет свободы чувствам. Когда Катерина хочет обнять мужа, старуха кричит: «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся! » Тогда же, когда женщине хочется остаться одной и тихо, как раньше, погрустить, переживая предстоящую разлуку, свекровь упрекает: «Отчего не воешь? » Тысячи неле пых, неискренних условностей, дань обрядам тяжелой «старины» не дают воли проявлению свободных и про стых человеческих чувств. Катерина ищет света, воздуха, хочет посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе. В доме она на ходится под неусыпным контролем. В душе героини поселился страх, боязнь каких-то темных сил, чего-то неведомого. Область греха расширилась до бесконечно сти, не давая возможности жить в согласии с собой. Теперь Катерина даже мыслей своих боится, за все ожи дая кары небесной. Обстановка нагнетается, драматургический конфликт достигает своего апогея. Гроза собирается над городом Калиновым, гроза зреет в душе героини. А тут еще эта полоумная барыня: «Все в огне гореть будете неугасае мом, все в смоле будете кипеть неутолимой! »
Знаете другой ответ?