ТутРешу.Ру

Почему «Слово о полку Игореве» называют воинской повести?

Задание:

Почему «Слово о полку Игореве» называют воинской повести?

Решение:

ПОВЕСТЬ ВОИНСКАЯ, жанр древнерусской литературы XI—XVII вв., светского исторического повествования, как оригинального, так и переводного, посвященного изображению воинских подвигов, битв. Содержание воинской повести проникнуто патриотическим пафосом, тревогами за судьбы родины, отражает борьбу русского народа за свою национальную независимость. Воинская повесть XI — н. XIII в. Рассказывает о борьбе русских дружин со степными кочевниками, печенегами, половцами. Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, князь, наделенный, как правило, идеальными качествами воина-христианина. Красочному лаконичному описанию сражений служат устойчивые словесные стилистические формулы, прочно закрепленные за этим жанром: «сеча зла и ужасна» , «стрелы летяху, аки дождь» , «оступиша полки, аки борове» , «за руки емлющеся, сечахуся» , «кровь по удолиям течаше» и т.п. жанрообразующие элементы воинской повести представлены также в повестях о княжеских усобицах и княжеских преступлениях. Ярким образцом воинской повести может служить «Повесть о походе на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича в 1185 г.», помещенная в Ипатьевской летописи, «Слово о полку Игореве». После монголо-татарского нашествия характер воинской повести несколько меняется. Мужество героя перед непобедимым врагом приобретает трагический оттенок и черты христианского подвижничества ( «Повесть о битве на Калке» , «Повесть о приходе Батыя на Рязань в 1237 г.»). После Куликовской битвы воинская повесть окрашивается в мажорные, победные тона. Подвиг воина тесно связывается с укреплением могущества православного русского царства. Значительно обогащают жанр воинской повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» Нестора-Искандера. Изменение военной техники, появление артиллерии, огнестрельного оружия приводит к новым средствам словесного описания сражений, широко вводятся картины вещих знамений, в уста героев вкладываются благочестивые молитвенные размышления — монологи. Эти новые начала получили наиболее полное развитие в «Истории о Казанском царстве» (2-я пол. XVI в.), а затем в исторических повестях Смутного времени, где уже появляются новые принципы изображения человека, стремление показать его многогранность и противоречивость поведения и характера. Во 2-й пол. XVII в. Жанр воинской повести начинает изживать себя, уступая место бытовой, приключенческой повестям. Изд.: Воинские повести Древней Руси / Под ред.в. п. Адриановой-Перетц.м.; Л., 1949. Лит.: Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.). М., 1902; Он же. Героические темы древнерусской литературы.м.; Л., 1945; Творогов О. В. Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси // Труды Отд. Древнерусской литературы.т. 20. М.; Л., 1964; Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд.м., 1979; Он же. Человек в литературе Древней Руси. 2-е изд.м., 1970; Истоки русской беллетристики.л., 1970




Знаете другой ответ?

Отправить свой ответ