ТутРешу.Ру

В чем видит гончаров особое положение горе от ума и каковы…

Задание:

В чем видит гончаров особое положение горе от ума и каковы его достоинства как ккомедии

Решение:

Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социально — политических преобразований о новой морали и стремлении к духовной и политической свободе на сцене говорит лишь Чацкий. Он — тот «новый человек», который несет в себе «дух времени», идею жизни, цель которой — свобода. Но Чацкий на три важнейших года исчезает из российской действительности. За эти три года утихло послевоенное ликование, поэзия ратных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам: карьера, протекции, доходы и т.п. воротившись в Россию и попав «с корабля на бал», Чацкий так до конца и не разобрался, что в Москве жизнь вошла в прежние довоенные «берега», что москвичи этим довольны и лишь он находится в плену прежних иллюзий близких и реальных перемен. В образе Чацкого ограждены черты декабриста эпохи 1816 -18 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии событий Чацкий, «обливаясь слезами», расстался с Софьей и отправился в Петербург. Пологому же и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этой формулировке Чацкого важны и значимы обе части: он рад бы служить, он жаждет этого. Но Государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. И Чацкий оставляет столицу. Он пытается служить Отечеству иначе: «славно пишет, переводит». Неслучайны эти слова Фамусова, ведь не водевили же будет писать и переводить пылкий Чацкий, мечтающий об общественном служении! Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах — как неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними. Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи. Так, несколько раз скажет Чацкий о жизни в деревне как о более нравственной. И речь здесь не о возвращении к природе (проповедь Руссо), но о моральном долге помещика по отношению к крепостным (вспомните, кстати, что этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему"). Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: «Забрать все книги бы да сжечь! " Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент — проповедь свободы. Вот почему так негодует свет. И такие намеки рассыпаны по всему тексту комедии. Итак, Чацкий — новый человек Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем веком нынешним», который пытались приблизить лучшие люди России. «Его идеал свободной жизни определен: это свобода от всех… цепей рабства которыми оковано общество, а потом свобода — вперить в науки «ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным» , — свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» … — так объясняет Гончаров в статье «Мильон терзаний», какое содержание вкладывал Чацкий (и идейно близкие ему люди) в понятие «свобода». Но в тоталитарном государстве вопрос «служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов. В образе Чацкого отразился тот восторг, который испытало русское общество, почувствовав себя фигурой исторической, победителем самого Наполеона. Это — то новое, что появилось в социальной жизни России, что стало залогом будущих преобразований.




Знаете другой ответ?

Отправить свой ответ