ТутРешу.Ру

Сравнительная характеристика женских образов в искусстве

Задание:

Сравнительная характеристика женских образов в искусстве.

Решение:

Одной из основных характеристик человеческого мышления является биполярно^ гь. В культуре это выражается в существов нии символов, образов, понятий, которые образуют антагонистические пары: космос — хаос, свет — тьма, добро — зло. Еще одной универсальной бинарной парой является мужское — женское. Мужские образы доминируют в большинстве этнических культур и мифологическихI! Систем, но это не снимает глубину и значимость образов женских. Специфика женского начата заключается в большей зависимости от природы. Это обусловлено воспроизводящей функцией женщины. В большинстве культур новорожденный ребенок считается существом, вышедшим из нижнего мира. Соответственно, женщина рассматривается как ворота, открывающие путь будущему человеку из мира предков в мир людей. Природа же, в свою очередь, является противопоставлением культуре человека в целом. Следовательно, женские образы вбирают в себя как стихийность природы — в большей степени, так и упорядоченность культуры — в меньшей. Это проявляется и в женских образах восточных славян. Религиозные верования восточных славян имеют глубокие исторические корни, восходящие к языческой эпохе. С принятием христианства образы природных божеств не канули в прошлое, а сохранились в сказках, легендах, былинках, приметах и суевериях. Изменились только имена ряда персонажей, с которыми связываются те или иные поверья. В период христианизации славян происходила «не столько смена богов, сколько выдвижение рядом со старыми нового бога. И завоевание им первенствующего положения [Рыбаков, 1981, с. 371]. Этим можно объяснить присущую славянским мифологическим образам полифункциональность,. Процесс трансформации мифологических образов, безусловно, не. Был односторонним. На протяжений нескольких веков совершалось взаимное дополнение христианских и языческих традиций и персонажей. Введенное «сверху» православие долгое время являлось во многом официальной религи й, при этом новообращенные христиане продолжали поклоняться языческим богам, приносить им жертвы, устраивать игрища и празднества, посвященные природным духам и божествам; называть детей древними именами, нарекая их в то же время именем христианского покровителя. Параллельное существование двух религий (православия и язычества) с течением времени приводило к их слиянию, которое вылилось в своеобразную форму христианства — народное русское православие. Образы древних божеств после принятия христианства постепенно обретали актуальные для своего времени черты. Поэтому почитание ¡многих святых в народной среде принимало весьма специфические формы в культурных традициях русских, украинцев и белорусов. Нередко божество. Наделенное явными языческими признаками, носило имя православного святого. Народные обряды, приметы, агиографические легенды о многих святых часто не имели ничего общего с каноническими образами этих персонажей. Известно немало случаев, когда к иконам приносили жертвы [Калинский, 1877,




Знаете другой ответ?

Отправить свой ответ