Все, что нас окружает, можно мысленно разделить на две большие сферы: все, не созданноечеловеком (естественное) и все, им созданное (искусственное). Первуюсферу мы, как правило, называем природой, а вторую — культурой. Как известно, культура, в свою очередь, также делится на две большиегруппы: материальную и духовную. Духовная культура существует вразличных видах, или формах, из которых основными являются наука, религия, искусство и философия. Эти формы духовной культуры сходны междусобой в том, что с помощью них человек пытается ответить набесчисленные вопросы, которые он, будучи существом разумным (homosapiens), со времени появления на земле не устает себе задавать; аразличие между ними заключается в том, что они исследуют различныеобъекты и используют разные методы. Так, предметом науки является, как правило, естественный (природный, физический) мир, осваивая который, она стремится к высокой степениточности своих знаний, полагает необходимым все доказывать, а такжеэкспериментировать, все глубже проникая в тайны природы, и извлекать изэтого практическую пользу, увеличивая техническую мощь человека. Предметом религии, наоборот, является сверхъестественный (потусторонний, божественный) мир, который, с ее точки зрения, реально существует иопределяет все земные события. Понятно, что в этом мире, в отличие отестественного, ничего не поддается эксперименту, а значит, невозможно нидоказать, ни опровергнуть его существование. А что же тогда возможно? Только бездоказательная вера: произвольно, свободно, в силу одноготолько нашего желания верить в реальность Бога, бессмертной души ивечной жизни. Итак, религия, в отличие от науки, обращена не наестественный, а на сверхъестественный мир, и базируется не надоказательстве, а на вере. Предметом искусства является внутренний, эмоциональный мир человека. Вотличие от науки искусство не стремится что-либо доказывать, а в отличиеот религии не призывает во что-либо безусловно верить. Оно базируетсяна выражении и передаче через художественные образы человеческих чувств, настроений, переживаний. Философия в отличие от науки, религии и искусства не ограничиваетсякакой-либо одной сферой реальности и пытается охватить и естественный, исверхъестественный и внутренний, эмоциональный мир человека. При этом вкачестве средств освоения этих миров она признает и доказательноезнание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство, отличаясь, каквидим, от других форм духовной культуры более широким масштабом. Вернемся к науке, которой посвящены данные лекции. Как уже было сказано, наука — это одна из форм духовной культуры, которая направлена наизучение естественного мира и базируется на доказательстве. Такоеопределение, несомненно, вызовет некоторое недоумение: если наукапредставляет собой форму духовной культуры, направленную на освоениеестественного, или природного, мира, тогда получается, что гуманитарныенауки не могут быть науками, ведь природа не является объектом ихизучения