День был жаркий. В трех верстах от станции*стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде настанцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! – закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка? » — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассматриванием картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображенного развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. На конец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах. Задание 1. Из какого произведения взят данный отрывок? Назовите автора. Задание 2. Определите тему и идею произведения. Задание 3. Назовите героев произведения. Задание 4. Кратко изложите сюжет. Задание 5. Назовите, какие события, происходящие в повести, можно соотнести с каждым элементом сюжета: Экспозиция – Завязка – Развитие действия – Кульминация – Развязка – Задание 6. Определите тип и стиль данного отрывка. Задание 7. Определите род и жанр произведения, литературное направление. Задание 8. Найдите архаизмы в отрывке из текста и объясните значение.
Это А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Станционный смотритель." Герои: И. П. Белкин-повествовательСамсон Вырин- смотрительДуня-его дочьротмистр Минский