Глобальные изменения, происшедшие в мире на стыке XX-XXI веков, вызвали радикальные трансформации в межэтнических отношениях, и национальные проблемы приобрели злободневное звучание. Вполне возможно, что без четкого определения параметров развития, без позитивной этнической самоидентификации и лоббирования приоритетных интересов, без настойчивой защиты историко-культурного пространства, традиций и духовных ценностей неконкурентоспособные в экономическом отношении народы, такие как чуваши, удмурты, марийцы, мордва, вслед за малочисленными шорцами, телеутами, кумандинами, юкагирами перестанут быть носителями оригинальных культур. На фоне ускоряющегося процесса глобализации не только в сфере экономики и политики, но и в области культуры и образования, в условиях усиливающейся «вестернизации» российского образа жизни, интерес к проблеме этнического менталитета, к традиционным национальным ценностям, к многовековому духовно-нравственному опыту этносов представляется весьма закономерным. Знание особенностей этноменталитета и поведения людей в условиях конкретной географической среды и социально-политической ситуации необходимо для управления многонациональным государством. Исследование проблемы чувашского национального менталитета вызвано стремлением познать его самобытность, исторические корни и духовные основы развития. Почти во всех сферах человеческой деятельности и интеллектуального творчества чуваши ярко проявили себя: из народа вышли вьщающиеся пассионарии — известные миру космонавт А. Г. Николаев, балерина Н. В. Павлова, архитектор П. Е. Егоров, синолог Н. Я. Бичурин, министр-авиастроитель ПВ. Дементьев, этнопедагог Г. НБолков, дипломат А. В. Горчаков, полководец В. ИЛапаев, организатор производства АЛХАйдак и многие другие деятели. В философском