Преобразования в сфере культурыПетр I отменил действующий в России календарь и ввел юлианский календарь, по которому Новый год праздновался не осенью (1 сентября), а 1 января, и календарь стал отмечаться с 1 января 1700 года [10] от Рождества Христова вместо 7208 (по византийской эре от сотворения мира). По юлианскому календарю Россия жила до 1918 года, когда Советская власть ввела григорианский календарь, на который к XX веку перешли все страны Европы. После возвращения из Великого посольства Петр I повел борьбу с внешними проявлениями старорусского образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета[11], появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Петр утвердил новый алфавит с упрощенным начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы кси и пси были исключены. В 1724 Петр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти). Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Специальным указом царя в 1718 были введены на западный манер ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличии от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни. Реформы, проведенные Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретенное мастерство. Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.