Нашествие кочевников сопровождались массовыми разрушениями русскихгородов, жители безжалостно уничтожались или уводились в плен. Это привелок заметномуупадку русских городов — население уменьшалось, жизнь горожан становиласьбеднее, были утрачены многие ремесла. Монголо-татарское нашествие нанеслотяжелый удар основе городской культуры — ремесленному производству, так какразрушения городов сопровождались массовыми уводами ремесленников вМонголию и Золотую Орду. Вместе с ремесленным населением русские городаутрачивали многовековой производственный опыт: мастера уносили с собой своипрофессиональные секреты. Качество строительства в последствии также сильнопонизилось. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели и русской деревне, сельским монастырям Руси. Страшным был ущерб, нанесенный монголо-татарами крестьянскому хозяйству. В войне погибалижилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся вОрду. Разорение, постоянная угроза, позорное рабство — вот, что принеслизавоеватели русской деревне. Монголо- татарскоезавоевание привело к значительному ухудшению международного положениярусских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседнимигосударствами были насильственно разорваны. Так, например, литовскиефеодалы использовали ослабление Руси для грабительских набегов. Усилилинаступление на Русские земли и немецкие феодалы. Русью был утрачен путь кБалтийскому морю. К тому же были нарушены древние связи русских княжеств сВизантией, пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильныйразрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарскихнашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры. Атакже произошел упадок русского летописания, которое достигло своегорассвета к началу Батыева нашествия. Монголо — татарское завоевание искусственно задерживало распространениетоварно – денежных отношений, «законсервировало» натуральное хозяйство. Положительным моментом стало то, что от платежа тяжелой татарской данибыло избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Нужно отметить, что татары с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русскаяправославная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые грамоты ( “ярлыки”) , которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенностьцерковного имущества.