Мир романских соборов. XI-XIII века стали временем блистательного расцвета средневекового искусства. Возводили замки и дворцы государей, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала именно церковной архитектуре, и это не случайно. Именно тогда, во времена клюнийского движения и борьбы с императорами, церковь приближалась к вершине своего могущества. Она не только оказывала огромное влияние на верующих, но и сосредоточила в своих руках колоссальные богатства, значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов. В это время возросло значение монастырей и их объединений, самым могущественным из которых было клюнийское. Клюнийцы стремились, чтобы в их храмах перед верующими представал образ могущественной обновленной церкви. Храмы большого размера нужны были не только для того, чтобы быть воплощением всемогущества Бога и его церкви. В XI-XIII веках религиозные чувства человека Средневековья тоже переживали расцвет. Невиданное развитие получили паломничества. Прежние церкви городов и аббатств, стоявшие на наиболее оживленных путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся.- Чем объяснить совпадение бурного строительства соборов с периодом расцвета городов в Западной Европе? Стиль, господствовавший в Европе в XI-XIII веках, а в некоторых странах сохранившийся и в XIII веке, называют романским (от латинского слова «Рома» — Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы. Это был первый общеевропейский стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе (черты его видны даже в постройках Владимиро-Суздальской Руси). В отличие от Византии, где базилика со временем уступила место крестово-купольному храму, на Западе базилика сохранялась, а формы ее усложнялись и совершенствовались. Так, увеличились размеры восточной части храма (за трансептом), а под ее полом стали располагать еще одно помещение, именуемое криптой (от греческого слова «криптос» — тайный). Здесь иногда хранили ценные реликвии церкви, погребали служителей храма. Сначала центральный неф покрывали деревянным потолком, но вероятность пожаров при этом намного увеличивалась. Со временем зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами. Однако давление тяжелых каменных сводов было таким сильным, что выдержать его могли только очень толстые стены и мощные столбы, разделявшие нефы. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы.