Смена общественных ориентиров в конце XX века в нашей стране сопровождается различными изменениями в духовной жизни страны. Это выражается, прежде всего, в росте национального самосознания у многих этносов, в стремлении глубокого изучения и развития национальных культур, языков, традиций и обычаев. Во многих регионах России стали воссоздаваться национальные образовательные учреждения, цель которых — воспитание подрастающего поколения как носителя своей национальной культуры. Современный исторический период сравним по динамике социальных процессов с этапом развития страны в 20-е гг. XX в., когда Октябрьская революция способствовала пробуждению национального самосознания народов России. Базовым документом, определяющим национальную политику, стала Декларация прав народов России, в которой важным условием национального самоопределения определялось создание национальной школы с родным языком обучения. Решение современных задач развития национальных школ возможно лишь при глубоком изучении и использовании положительного опыта прошлых лет. Подобные исследования представляют особенный интерес в переходный период, когда происходят качественные изменения сущностных характеристик современной школьной системы, изменяются представления о месте и роли национальной составляющей в школьном образовании.