Последствия арабских завоеваний VII—VIII вв. Образовавшеесяв результате завоеваний обширное арабское государство — Халифат —сильно отличалось от Арабского государства первых лет его существования. Не имея опыта в управлении сложным государственным аппаратом, арабскиевоеначальники интересовались тогда только захватом земель и военнойдобычи, а также получением дани с покоренного населения. До начала VIIIв. Завоеватели сохраняли в захваченных областях местные порядки ипрежних византийских и иранских чиновников. Поэтому первоначально вседелопроизводство велось в Сирии и Палестине на греческом языке, в Египте— на греческом и коптском, а в Иране и Ираке — на среднеперсидском. Доконца VII в. В бывших византийских провинциях в обращении продолжалинаходиться византийские золотые динары, а в Иране и Ираке — серебряныесасанидские дирхемы. Халиф соединял в своих руках власть светскую (эмират) и духовную (имамат). Ислам распространялся постепенно. Новообращенным халифы предоставляли различные льготы, но до середины IXв. В Халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению кхристианам, иудеям и зороастрийцам. Завоевание арабамивизантийских областей и Ирана сопровождалось перераспределениемземельного фонда. К завоевателям перешли «земли хосроев», т.е. сасанидских царей, и земли убитых в сражениях иранских дехканов. Нонекоторые подчинившиеся арабам иранские и византийские землевладельцысохранили свои владения. Наибольшая часть земель в Ираке, Сирии и Египтебыла объявлена государственной собственностью, а сидевшие на этихземлях крестьяне стали наследственными арендаторами, облагаемымипоземельной податью. Остальные земли были постепенно присвоены арабскойзнатью. Так, семейство Али — зятя Мухаммеда — получило поместьясасанидских царей в Ираке. Сыновья халифов Абу Бекра и Омара стали тожекрупнейшими землевладельцами в Ираке, а мекканские Омейяды получилиогромные владения в Сирии. На присвоенных земляхарабские землевладельцы сохранили уже существовавшую до прихода арабовсистему феодальной эксплуатации местных крестьян. Но многие «сподвижникипророка», став землевладельцами, эксплуатировали и в земледелии и времесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов. Весьмалюбопытные в этом отношении данные приведены у арабских авторов ИбнСада, Якуби, Ибн Асакира, Ибн ал-Асира и др. Так, они сообщают, что «сподвижнику пророка» Абд-ар-Рахману ибн Ауфу принадлежало 30 тыс. Рабов; Муавия ибн Абу Суфьян, впоследствии халиф, на своих полях и всадах в одном только Хиджазе эксплуатировал 4 тыс. Рабов; наместникБасры Мугира ибн Шуба требовал от своих рабов-ремесленников, поселенных вМедине и в других местах, по 2 дирхема ежедневно. Один из рабов Мугиры, перс-христианин Абу Лулуа, по ремеслу плотник и каменотес, принесоднажды халифу Омару жалобу на своего господина и на его непосильныетребования. Омар ничем не помог Абу Лулуа и тот, доведенный до отчаяния, на другой день убил халифа в мечети кинжалом (в 644 г.). Смерть халифаОмара от руки пленника-раба — яркое свидетельство противоречий, существовавших между рабами и рабовладельцами в Арабском халифате. Такимобразом, рабовладельческие отношения в Халифате VII—VIII вв. Были ещеочень крепки, и процесс дальнейшего феодального развития этого обществаразвертывался замедленными темпами. Это объяснялось также и тем, что враннефеодальном обществе бывших византийских и сасанидских провинцийрабовладельческий уклад сохранялся вплоть до арабского завоевания. Арабское завоевание, сопровождавшееся превращением множества пленников врабов, продлило существование этого уклада в феодальном обществе. Входе завоевания значительная масса арабов переселилась на новые земли.