Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен» (И. А. Гончаров). «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен… Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными… » (А. С. Пушкин). «Молодой Чацкий похож на Стародума… В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного… » (77. А. Вяземский). «… В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты» (В. Ф. Одоевский). «Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий является идеологом «века нынешнего». Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически. Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию ( «Хлопочут набирать учителей полки… »); к образованию ( «… Чтоб грамоте никто не знал и не учился»); к службе ( «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея… »); к чинам ( «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… »); к иностранцам ( «Ни звука русского, ни русского лица… »); к крепостному праву ( «Тот Нестор негодяев знатных… »). Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера. Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта. Первый монолог — экспозиция ( «Ну что ваш батюшка? … »). Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов. Второй монолог ( «И точно, начал свет глупеть… ») — завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего». Третий монолог ( «А судьи кто? ») — развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого. Четвертый монолог — важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви. Пятый монолог ( «В той комнате незначащая встреча… ») — кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты. Шестой монолог ( «Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом… ») — развязка сюжета. В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит). Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как пишет» , — характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения. В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов ( «ум, алчущий по-знанья»). Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого ( «Свежо предание, а верится с трудом… »)