Центральная фигура четвертого действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — Репетилов. Его образ имеет важное значение для пониманияидейного замысла пьесы и уяснения политической обстановки, сложившейся вРоссии в начале 20-х годов XIX века. В доме Фамусова состоялся разговорРепетилова с Чацким. Ни один из героев — Горя от ума» не высказываетсятак полно, как Репетилов. С ним в комедию словно врывается тьма людей —так густо «заселены» его монологи, такие яркие характеристики дает онсвоим знакомым. При входе Репетилов падает. Едва встав, он начинает стого, что признается в любви Чацкому. Однако комичное появление героя непозволяет относиться к его словам серьезно: падение Репетилова уженастроило на ироническое восприятие и этих излияний, и его самого. Чацкий хорошо знает цену Репетилову, а потому с досадой обрывает его: Да полно вздор молоть. Из речи персонажа мы узнаем о его прежней жизни: Людьми пустыми дорожил! Сам бредил целый век обедом или балом! Играл! Проигрывал! Нотак было раньше. Теперь же Репетилов не без гордости сообщает, что онобщается с «умнейшими» людьми. Он представляется участником"секретнейшего союза» в Английском клубе. О чем же беседуют на «тайныхсобраньях»? О «камерах, присяжных о Бейроне», т.е. о том, чтообсуждалось будущими декабристами и было близко такому человеку, какЧацкий. Тогда почему же тот считает, что надо «взашеи прогнать» этитайны? В Репетилове Чацкий видит опошление дорогих для него понятий. Вначале 19-го века в дворянском обществе царила мода на либерализм. Пустоту и шумную деятельность {а точнее, бездеятельность) псевдолибералов и разоблачает Грибоедов в образе Репетилова. Под статьэтому персонажу и другие завсегдатаи Английского клуба. Понятие оличности Евдокима Воркулова дает его любимая ария: «А! Нон лашьяр ми, но, но, но». Этоария из оперы итальянского композитора Б. Галуппи «Покинутая Дидона» . Она не пользовалась успехом у подлинных ценителей музыки. А весьматуманное название сочинения «гения» Удушьева — «Взгляд и нечто» —невольно заставляет усомниться в его гениальности. Выясняется, что овысокой честности на «тайных собраньях» рассуждают люди, нечистые наруку. «Секретнейший союз», о котором с восторгом отзываетсяРепетилов, это показной либерализм. Сам же Репетилов — болтун ибездельник. Правда, при этом он по-своему искренен. Репетилов неявляется политическим приспособленцем (а ведь, как известно, некоторые «либералы», умело используя настроения Александра I, делали карьеру). Ондействительно увлечен «секретнейшим союзом» и восхищается им. Мнениеобщества для Репетилова превыше собственного. Может быть, отчасти этообусловлено склонностью героя к самоуничижению. Решающее значение здесьимеет зависимость от молвы, вообще свойственная фамусовскому обществу. Когда Репетилов услышал, что Чацкий «в уме сурьезно поврежден», онпоначалу не поверил этому. «Вранье» , — прямо заявляет он. Но егонастойчиво убеждают в обратном, и вот уже Репетилов верит, что Чацкийдействительно сумасшедший. Да и фамилия героя — от французского гереtег (повторять) — говорит о том, что он привык повторять чужие слова и неимеет собственных мыслей. Репетилов занимает в комедии особое место. Онпоявляется тогда, когда, казалось бы, никаких новых персонажей уже нетребуется. Главное, о чем хотел сказать автор, сказано. СтолкновениеЧацкого, выразителя новых, порожденных временем идей, с фамусовскимобществом обозначено. «Подлейшего житья подлейшие черты» раскрыты. Правда, именно из-за Репетилова Чацкий, находившийся в швейцарской, узнает о клевете. Образ Репетилова служит фоном, на котором еще ярчевыступают твердость, волевой характер главного героя — Чацкого, егорешимость в борьбе с фамусовским обществом.