Верба – символ роста и жизненной силы, весеннего расцвета природы. Иногда ее связывают с небом, солнцем и молнией, считалось, что она имеет власть над погодой, может защитить от бури, молнии, грозы, грома. Для этого веточки вербы втыкали в потолки дома и хлева, ставили во время грозы на окна. Иногда даже втыкали посреди поля, чтобы уберегла урожай. Отношение к ней было разным: с одной стороны ее считали полезным, даже священным растением, с другой – приписывали ей недобрые свойства. Такое разделение часто связывают с возрастом вербы – молодая защищает от нечистой силы, болезней, стихийных бедствий, старая напротив, служит пристанищем для всяческой нечисти и собирает болезни. Говорят, что водяной сидит на старой вербе, высматривая себе жертву. А уж если дерево наклоняется над водой и укрывает корнями ямы -–там обязательно поселится черт или водяной (впрочем, черти предпочитают вербы сухие и дуплистые). Если вербу освятить на Вербное воскресенье, то черти свалятся в воду, поэтому воду, зачерпнутую под вербой, до Пасхи пить нельзя. Вообще освященной вербе приписывали особые свойства, что связано с тем, что Иисуса, входящего в Иерусалим встречали пальмовыми ветками (вайями), но в нашем климатическом поясе в это время распускаются именно вербы, поэтому они стали своего рода заменителями (оттуда и пошла Вербная неделя, во время которой принято срезать веточки с пушистыми шариками и освящать их). Такая верба становилась целебной, помогала от разных болезней, от порчи, в ее отваре купали детей, чтобы те не болели, съедали девять пушисточек для профилактики лихорадки. Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам, чтобы те забеременели. Давали пушисточки и веточки вербы домашнему скоту, чтобы не было падежа и болезней. Множество примет было связано с вербой и Вербным воскресеньем. Например, считалось, что ветер, который дует в Вербное воскресенье, будет преобладать в течение всего лета. Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой, и урожай богатым. А трусливый человек, желающий стать похрабрее, должен в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы. У славян существовал обычай хлестать друг друга прутьями освященной вербы, это должно было дать здоровье и красоту, защитить от болезней и от сонливости. (Последнее качество просто бесценно… Может, попробовать? …) Но и ветки молодой не освященной вербы часто использовались в обрядах. В Юрьев день молодежь плела венки, чтобы в доме росла прибыль, девушки опоясывались вербой, чтобы выйти замуж и забеременеть, обворачивали подойник, чтобы молока коровы давали больше. С помощью вербы избавлялись от болезней. Например, больной лихорадкой опоясывался соломенным перевяслом, а потом тайно шел к вербе и обвязывал ее тем же перевяслом. Считалось, что лихорадка уйдет к дереву. Существовал еще обычай венчать вербу с болезнью, но вербу ставилась свеча длиной с окружность головы больного. В Болгарии верят, что из вербы можно сделать волшебную дудочку, которая способна развеселить грустного человека, заставить танцевать того, кто не умеет, разоблачить убийцу и многое другое. Но верба, конечно, должна быть особенная. Она должна вырасти в самой чаще леса, куда ни разу не проникал солнечный луч, не протекала вода и где не раздавался крик петуха. Попробуй-ка определи такую вербу… В Чехии ищут клады с помощью освященной вербы и трех палочек белого орешника. А литовское предание о происхождении вербы объясняет веру в то, что она способствует зачатию детей даже у тех, у кого возникли проблемы. По легенде, в вербу была превращена женщина Блинда, очень плодовитая, рожавшая детей не только из чрева, но и из любых частей тела. Земля, сама мать всего сущего, позавидовала Блинде и однажды охватила ноги женщины так крепко, что та не смогла сдвинуться с места. И обратилась в вербу.