В романе Пушкин показывает крестьян разных по характеру, по взглядам на жизнь. И часто крестьяне похожи на своих хозяев – помещиков. Если Дубровский – отец – справедлив, не преклоняется перед более богатым соседом, то и крестьяне его отзывчивы, верны, решительны и участливы, наделены чувством человеческого достоинства. А крестьяне Троекурова, наоборот, наглые или бесчувственные, то есть, похожи на своего хозяина. Человеческие достоинства кистеневских крестьян отражают искренность, независимость и справедливость семьи Дубровских. Именно такие люди окружают Владимира, когда он возвращается домой. Они сочувствуют ему, они ненавидят чиновников, которые принесли беду их хозяину. Они согласны пойти с ним против порядка и даже на убийство. Митька, которого секут розгами, потому что он не выдает тайну Дубровского и Маши, молчит и готов терпеть, как бы его не избивали. Крестьяне Дубровского, ставшие разбойниками, преданы ему и готовы пожертвовать за своего хозяина жизнью. Но Дубровский в кругу своих крестьян, которые принадлежат ему и душой, и телом, считая его хозяином своим, а не только атаманом, все равно чувствует себя одиноким дворянином среди дворни. Тут сказывается и происхождение, и воспитание. Он не крестьянин, он – сын старинного дворянина. И как бы не сплачивала их «разбойная жизнь», душевно Дубровский всегда держится на расстоянии от своих крепостных: они по-прежнему остаются для него всего лишь слугами. Хотя в 19 главе его шайка – это уже не просто разбойники, которые грабят окрестных помещиков, а люди, которые поднялись на бунт против социальной несправедливости. Именно поэтому они так ожесточенно дерутся с солдатами, идут, как в последний бой вместе со своим командиром, потому что они уже не считают себя просто разбойниками, а осознают себя борцами за справедливость, борцами с царским режимом, с крепостничеством. И именно такой душевный настрой помогает им победить часть регулярной царской армии. Но то, что это победа недолга, они тоже все знают. Они все понимают, что, в конце концов, погибнут в этой борьбе, потому что их силы слишком не равны. Не случайно в конце романа звучит песня «Не шуми, мате зеленая дубравушка». Эта песня подводит итог всей их борьбе, их жизни. Им не суждено переломить ситуацию. Это понимает и Дубровский: всю бессмысленность своей борьбы за справедливость. Что, в, конце концов, и заставляет его покинуть своих людей. Покидая их, он говорит им о возможности «провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии». Но тут же добавляет: «Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло». И это очень несправедливые слова по отношению к своим крестьянам. Крестьяне, преданные своему атаману, много для него сделавшие, остались для него все же чуждой стихией.