Несовместимость их взглядов проявляется во всем, начиная с внешнего вида и кончая идейными принципами. На вопросПавла Петровича, что же отрицаетБазаров, последовал краткий ответ: “Все” … Именно поэтому возникший между ними конфликт столь глубок. Несовместимость проявляется в вопросах, касающихся общественно-политического строя, дальнейшего развития страны, культурно-нравственных ценностей, значения науки и искусства, образования, отношения к природе и народу, к любви. Разобщение Кирсанова и Базарова ощущается по отношению к немцам. Базаров говорит о них, как о своих учителях; в словах же Павла Петровича скрыта ирония: "Вы столь высокого мнения о немцах? Что касается до меня, то я немцев, грешный человек, не жалую." Причина споров Павла Кирсанова и Евгения Базарова прежде всего заключается в том, что каждый их них принадлежит к разным общественным группам. Базаров-нигилист, разночинец, человек нового типа, отрицающий все авторитеты. Павел Петрович — консерватор. Его принципы направлены на защиту существующего строя. Они рассуждают о вопросах нации, о сущности материализма, об аристократии. Принципы новой эпохи 60-х годов полностью отрицают принципы старого времени. Что бы ни говорил Кирсанов о пользе аристократии, которая “дала свободу Англии”, Базаров все решительно отвергает: “Да стану я их баловать, этих уездных аристократов. Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство”. Важной стороной характеристики Базарова является поставленная в романе проблема отношения героя к народу. Базаров гордится тем, что дед его землю пахал, но он – не помещик. Он сознает, что живет как простой человек, своим трудом, и ощущает свою духовную, идейную связь с народом. «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете» , – возражает Базаров Павлу Петровичу Кирсанову, который, следуя старой традиции, противопоставляет верноподданный народ крамольным ученым бунтарям. О своей близости к народу, о том, что крестьянин его признает «своим», Базаров говорит «с надменной гордостью», давая понять, что только демократизм делает человека подлинным выразителем национального чувства. И автор романа, очевидно, «согласен» со своим героем: его близость к народу он усматривает именно в его бунтарстве. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, – мне мечтался какой-то странный pendant Пугачевым… » – так разъяснял Тургенев свой замысел. Революционер 60-х гг., Базаров хотя и говорит, что русский мужик «таинственный незнакомец», хотя иногда и ведет высокомерные разговоры с крестьянами, заставляющие того или другого подобного собеседника отнестись к нему как «барину», но в целом реально видит современную жизнь народа и любит народ любовью революционера, тоскующего о недостатке сознания в забитых и темных массах. Их конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель, рассматривая это противостояние со стостороны, предоставляет право будущему разрешить его.