Друг Гоголя, известный в свое время писатель и критик П. В. Анненков, вспоминает: «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (асс.). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель» . (1 с.39) П. Анненков – точный мемуарист; то, что он рассказывает, как правило, соответствует действительности. И мы можем рассматривать «канцелярский анекдот» как исходный момент творческой истории повести. Услышал Гоголь этот анекдот еще до отъезда за границу, в 1833-1836 годах, в Петербурге. К этому времени Гоголь был уже знаменитым писателем, автором произведений, которые привлекли к себе всеобщее внимание. Первая книга повестей Гоголя, «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Талант Гоголя созревал необычайно быстро, стремительно. В повестях, собранных в сборниках «Арабески» и «Миргород» (оба вышли в 1835 году), взгляд писателя на жизнь стал глубже, серьезнее, печальнее. Гоголь ищет теперь такие «сюжеты», которые помогли бы раскрыть царящие в обществе пороки и «несправедливости» (выражение самого писателя). Полнее всего эта цель воплотилась в комедии «Ревизор», появившейся на сцене и в печати в 1836 году. Но одновременно — таково уж было свойство многостороннего гоголевского таланта — писались или обдумывались и другие произведения, произведения с «правдой и злостью», говоря словами автора. Таким образом, «канцелярский анекдот», услышанный Гоголем в середине 1830-х годов, упал на подготовленную почву. В сознании писателя началась подспудная, многолетняя работа.… В черновом варианте произведение называлось: «Повесть о чиновнике, крадущем шинели» . В 1841 году повесть «Шинель» была в основном написана. Но впервые «Шинель» появилась в третьем томе «Сочинений Николая Гоголя», вышедшем в свет в начале 1843 года. Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Она явилась одним из глубочайших созданий писателя. Нам хорошо известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Ф. Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и И. Тургенев. Прочитав повесть, мы теперь видим, насколько отошел Гоголь от «канцелярского анекдота». Зерно анекдота, конечно, сохранилось: некое чрезвычайное событие в жизни бедного чиновника, потеря им очень важной и дорогой для него вещи. Но конкретное протекание события и его исход, облик главного персонажа — все это под пером Гоголя претерпело решительные изменения.