Аркадий Иванович Свидригайлов – немолодой мужчина 50 лет. Его рост выше среднего, он дородный, с широкими и крутыми плечами. У него широкое, скуластое лицо, белое, румяное, с алыми губами. Глаза у него ярко голубого цвета. Волосы у него густые, белокурые, борода спускается лопатой. Аркадий Иванович — отлично сохранившийся человек, который кажется моложе своих лет. Одевается Свидригайлов щегольски и удобно. По внешнему виду составляется следующий психологический портрет. У Аркадия Ивановича скуластое лицо, это говорит о прирожденной уверенности в себе и склонности командовать. Он, скорее всего, не отклоняется от поставленной цели и обладает хорошими аналитическими способностями. Люди с такой же формой лица склонны к лидерству, и обычно именно за ними остается последнее слово. Много можно сказать и о глазах Свидригайлова. Их холодный (голубой) цвет и неподвижный взгляд говорят о том, что он твердый человек, для которого вполне естественна самостоятельность и смелость в принятии решений. Ясно, что такой человек не станет заливаться слезами при виде страданий и унижений окружающих. Привычка Свидригайлова прищуриваться говорит о хитрости. Описание внешности Аркадия Ивановича Свидригайлова встречается в романе три раза. Все три портрета написаны расплывчато. Достоевский определяет одну общую черту – лицо похоже на маску, сквозь которую трудно увидеть истинные переживания и чувства. Свидригайлов – человек сильный, спокойный, рассудительный, прямой. Можно судить, что у него смешанный тип темперамента – он холерик и флегматик. Герой направлен в себя, раскрывает душу тем, кому доверяет. Он решителен, целеустремлен, для него жизнь – борьба, прежде всего с самим собой. Для него не существует никаких преград. Он не считает себя ни в чем виноватым, так как у него психология оправдательная. О нем можно сказать, что он самоуверенный эгоист. В то же время он обаятелен, обладает обворожительными манерами, когда хочет. Это говорит о нем, как об истероидном типе, который отличается артистичностью, ярко выраженным 'я'. Можно отметить, что он и экстраверт, т.к. общителен, интересуется людьми, любит удобства и себя. Про него можно сказать, что он живет, потому что «надо». Но, встретив Дуню, он меняется. Свидригайлов искренне любит ее, отдает все силы на то, чтобы и она полюбила его. Но этого не случилось, и он теряет последнюю надежду. Свидригайлов понимает свою ненужность, жизнь становится пустой, у него появляется преграда в себе, которую он не сумеет преодолеть. Выход– смерть. В романе 'Преступление и наказание' Достоевский развивает свою теорию двойничества, суть которой в том, что у каждого человека есть двойник, который несет в себе все самое ужасное, мерзкое. Таким двойником Раскольникова является Свидригайлов. Вообще, в романе много фактических параллелей между Свидригайловым и Раскольниковым. Они видят сны, смеющихся убитых или пауков. Могут подолгу не выходить из своих комнат. Их тянет друг и другу, они ждут друг от друга чего – нибудь 'новенького'. В романе Свидригайлов не смог смириться с жизнью, а Раскольников пошел по пути смирения. Известный критик В. Шкловский писал: «Свидригайлов, став тенью Раскольникова, снизил бунтаря». Свидригайлов — не аналог и не отражение Раскольникова, он скорее отражение его идеи. Именно благодаря его образу, циничному и безыдейному, раскрывается суть идеи Раскольникова.