Образ Петра I отразился и в поэме «Полтава». Поэма начинается как семейная драма, аразворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны другс другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь вотношении к истории. Петр поставлен вне круга личных отношений, он «свышевдохновленный» [4]. Мысль Пушкина о русской истории определила и названиепоэмы. Он назвал ее не «Мазепа», не «Петр Великий», а «Полтава», указываяна великий народный подвиг, совершенный в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого» .[5]Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и встиле. Петр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героевторжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттененное икак бы комментированное эпитетами: … Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдает должноеи сильным противникам русских – шведам. Однако поэт дает почувствовать, чтои сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр и егодружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. Петр восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих заздравный кубок подымает. В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом: В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощенный в металлепамятник Петру Великому, основателю «военной столицы». Пушкин в «Медномвсаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Петр уПушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляетих на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментовего жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегупустынных волн» Невы. Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозныхсобытиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Петр велик вгосударственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгенийжалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своимжизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своем безумии и высок в своей способности протестовать.в. г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют «самую великую «Петриаду», какую только в состоянии создать гений великогонационального поэта[6]» .