Ольга-молодая девушка, дворянка. Ей 20 лет, рано лишилась родителей, росла в доме своей тетки-светской дамы. Она не стремится к светским пустым развлечениям, не желает жить по правилам общества. Жизнь Ольги наполнена книгами и музыкой. Гончаров говорит о нет так: "Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было не белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы-овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи-с станом… "Можно сделать вывод, что она достаточно хороша, чтобы обратить на себя внимание. Ольга-личность незаурядная. Штольц охотно и подолгу с ней беседует. Он отмечает ее сообразительность, ум, неординарность мышления. Она уверена в себе, и это отличает ее от большинства людей. Ольга не признает кокетства и лжи, поэтому многие ее недооценивают и недопонимают. Искренно ее ценит только Штольц, а остальные стараются избежать общения с ней. Она не нуждается во внимании, в общении с людьми, которые ей не интересны. Ольга-человек с развитым внутренним миром, поэтому она кажется окружающим странной. Когда появляется Обломов она чувствует себя очень свободно. Ольга берется за дело, порученное Штольцем"расшевелить"Обломова. Теперь ей хочется изменить его, сделать другим человеком. Она стремится к тому, чтобы заставить его читать газеты и книги. Ольга хочет, чтобы Илья Ильич сбросил с себя сонную одурь и стал жить бурной и активной жизнью, как большинство окружающих его людей. Она начинает саркастически усмехаться над Обломовым, стремится показать ему бесцельность и бесполезность его существования, начинает навязывать свою волю. Ольга пытается пробуть в Илье Ильиче стремление найти цель жизни, желание выполнять определенные обязанности. Она повторяет, что"жизнь-обязанность, долг, следовательно, любовь-тоже долг» . Это ее мировоззрение. Ольга-человек, без сомнения, уникальный. Называя любовь долгом, она отвергает возможность бесконтрольного и прекрасного чувства. Некоторое время она удерживала Обломова от своей природной апатии и лени. Но вскоре его привычки берут над ним вверх. И у Ольги с Обломовым ничего не получается. Другой же образ-вдова Пшеницына Агафья Матвеевна. Она-мещанка, вдова, простая женщина, оказавшая значительное влияние на жизнь Обломова. Ей «лет 30", у нее есть двое детей. Она с трудом может прочесть только заглавие книги. Круг ее интересов замыкается на хозяйстве. Она никуда не ездит, нигде не бывает. Агафья Матвеевна влюбляется в Илью Ильича, переживает за него, старается обеспечить ему комфорт и покой. Она даже заставляет всех слуг ходить на цыпочках во время его болезни. Агафья Матвеева восхищена Обломовым, потому что он не похож на ее покойного мужа: "Илья Ильич ходил не так, как ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын, мелкой деловой прытью, не пишет беспрестанно бумаг, не трясется от страха, что опоздает в должность, не глядит на всякого так, будто просит оседлать его и поехать, а глядит на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе» . Образ Агафьи Матвеевны говорит о ее простом характере, склонности к состраданию. Когда Обломов оказывается без денег, она продает свои вещи, чтобы покормить его. Агафья Матвеевна не пытается заставить Илью Ильича действовать. Она заботится о его сиюминутных нуждах, в частности, о еде, о тишине и спокойствии, которые так и милы сердцу Обломова.