В своем произведении Г. Коцюбинский изображает персонажей из народа. Главные герои — Остап и Соломия — являются типичными тогдашними украинцами, тем не менее имеют и яркие индивидуальные психологические черты. Автор изображает персонажей с многих сторон: раскрывает психологию своих героев, их отношение к жизни, стремление и ценности. Остап и Соломия — яркие, многогранные, глубокие образы украинской литературы. Главным персонажам повести «Дорогой ценой» присуще стремление к свободе, причем свобода имеет для них настолько важное значение, что они готовы отдать за нее что-нибудь. Желание не только формальной свободы действий, а и желание иметь свободу выбора, духовную свободу присущую Остапу и Соломие. Остап и Соломия любят землю и работу на земле, тем не менее они хотят работать на себя, на свое будущее, пусть и тяжело работать. Крепостничество делает невозможным счастливое существование человека, ведь оно антигуманное за своей сутью. Оба героя ненавидят крепостной порядок, он неприемлем для них своей унизительностью. Героям присущи незаурядная порядочность, взаимовыручка, они предоставляют друг другу поддержку, готовы жизни отдать друг за друга. Соломия не обычная женщина. Она активная, действенная, не способна примириться с несправедливостью, готова действовать, бороться за свое счастье и за свою судьбу. Соломию можно считать чрезвычайно сильной личностью, хотя она и не теряет женственности в любых своих действиях. Она мужественная и решительная, в ее мужестве есть также своеобразная красота. Остап чрезвычайно сильный человек, он настоящий мужчина, который ощущает ответственность за себя, за свой образ жизни и за тех, кто близок ему. Он способен пойти на риск, лишь бы только получить желанную свободу для себя и Соломии. Его нельзя сломать, покорить, он стремится получить свободу любой ценой. Я считаю, что все существование человека основывается на нескольких общих, первичных ценностях. И свобода есть одной из таких ценностей. Прошли те исторические времена, в которых описанные Михаилом Коцюбинским события были актуальны и, к сожалению, обычные. Но проблема воли возникает и сейчас, так как это проблема жизненной философии… Насколько же трагической была жизнь людей, когда крепостничество, порабощение и духа, и тела человека были обычной практикой общества! Остап и Соломия не просто не согласны терпеть мучения крепостничества, но и не способны: их человеческое достоинство возникает против антигуманного мира. Важно понимать, от чего убегают герои, с чем они борются. Для них неприемлема не столько формальная сторона крепостничества: трудная работа, отсутствие выбора, сколько его внутренняя «философская сторона»: угнетение человеческого достоинства, порабощение духа.