В «Замечаниях для господ актеров» Гоголь так отмечает внешность, поведе ние, манеру говорить Бобчинского и Добчинского: «… оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшка ми; оба говорят скороговоркою… Добчин ский немножко выше и сурьезнее Бобчин ского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского». Уже в «Замечаниях… » ав тор комедии раскрывает их небольшое от личие друг от друга. В статье «Предуве домление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора», Гоголь специально останавливается на характе ристике этих «двух городских болтунов», как он называет Бобчинского и Добчин ского, и говорит, что их необходимо сыг рать особенно хорошо. Что же отмечает в них автор статьи? Это люди, жизнь которых заключалась в бе ганьях по городу и сообщении услышан ных вестей. «Страсть рассказывать погло тила всякое другое занятие, и эта страсть стала их движущей страстью и стремлень ем жизни, — пишет Гоголь. — Торопли вость и суетливость у них единственно от боязни, чтобы кто-нибудь не перебил и не помешал ему рассказывать». В бессмысленной спешке, суетности, праздном любопытстве — вся их жизнь. Бобчинский и Добчинский крайне наив ны и недалеки в своем общем развитии, очень похожи друг на друга, даже внешне. Неразлучны и в комедии всегда появляются вместе, и не случайно столь одинаково почти звучат их фамилии и одинаковы имена и отчества, они вечно торопятся, «говорят скороговоркою», пе ребивая друг друга. Уже при первом по явлении в комедии Бобчинский сообщает о своем обычном времяпрепровождении: «забежал к Коробкину» , «заворотил к Растаковскому» , «зашел… к Ивану Кузь мичу» , «встретился с Петром Иванови чем». Позднее городничий скажет о Бобчинском и Добчинском: «Только рыскаете по городу да смущаете всех… Сплетни сее те… » Зритель и читатель замечают, что боль шую инициативу в рассказе о приехав шем молодом человеке проявляет Бобчин ский, который, по словам автора, «развязнее и живее» и даже «несколько уп равляет умом» Добчинского. Именно он определяет «признаки» «знатной особы: недурной наружности, в партикулярном платье… и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вер тит рукою около лба) много, много всего». Оба Петра Ивановича стремятся приписать себе инициативу в произне сении знаменитого э, выражающего их догадливость о том, что молодой человек в партикулярном платье и есть приехавший ревизор. На них потом и посыплется град бранных слов чиновников в действии пя том, когда они вспомнят, что именно «го родские болтуны» принесли сплетню о приехавшем ревизоре: «лгуны прокля тые» , «трещотки проклятые» , «сороки короткохвостые» , «пачкуны проклятые» , «сплетники городские» , «сморчки ко роткобрюхие». Бобчинский и Добчинский стараются снять с себя ответственность, свалить друг на друга обвинение. «Ей-богу, это не я, это Петр Иванович» , — гово рит в испуге Бобчинский. «Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того… » — отве чает Добчинский. Их пререкания преры вает появление жандарма. Таковы Бобчинский и Добчинский и их роль в развитии действия комедии.