А. А. Фет заслуженно был признан мастером пейзажной лирики. Прибегая к многочисленным способам олицетворения, поэт не просто воспевал природу, он ее одушевлял, наделяя, незабываемыми по своей силе, яркими и глубокими, образами. Таким является стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы», написанное А. А. Фетом 31 декабря 1883 года. В самой дате написания можно заметить некую символичность. На рубеже старого и нового года подводятся итоги, как некая незримая черта, с неизбежным осмыслением пройденного жизненного пути. Жизнь быстротечна и возврата в прошлое нет. Какие бы впереди не закрутились жизненные метели, какие бы не выпали тяготы и лишения, чтобы их перенести, нужна вера, вера в чудо и в добро, дающая силы стойко пережить все невзгоды. Человеку, чтобы быть сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам обязательно придет счастье и радость. И этому можно и надо учиться у природы. Основной темой лирических произведений художника слова было единение природы и человека. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы» как раз и явилось плодом глубоких раздумий поэта над смыслом человеческого бытия. Два персонажа, дуб и береза, как символы мужественности и нежности. Они стоически переносят лютую стужу, чтобы встретить весну, с ее пробуждением и обновлением. По мнению поэта, человек также стойко должен переносить жизненные страдания и невзгоды, и этому он обязан учиться у дуба и березы. Параллели человека и этих деревьев повторяются на протяжении всего стихотворения. Используя олицетворения для описания зимы ("все злей» , «сердито рвет» , «за сердце хватает» , «холод лютый» , «жестокая пора"), автор подчеркивает ее силу, которой вынуждены противостоять природа и человек. В первых двух четверостишиях автор как бы умышленно сгущает краски, чтоб через метамарфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями, свойственны и людям, что в жизни бывают не только счастье и радость, но и горе, но только стойким духом, не потерявшим веру в себя и в то лучшее, что есть и обязательно будет, под силу преодолеть испытыния, уготовленные высшим промыслом. Именно это и «обещает» поэт в последнем четверостишии. Как и в природе зиму сменит весна ("но верь весне"), так и для человеческой души наступят «ясные дни» , «новые откровения», когда «гений весны» принесет тепло и жизнь. Весна в понимании Фета — это возможность совершенствования и укрепления веры. Таким образом, поэт в своем произведении вскрывает природу человеческих переживаний, философски ставя вопрос: «Умеешь ли ты с достоинством преодолевать страдания, чтобы постигнуть блаженство восприятия мира? "