Главная цель образования – развитие человека. Однако данная цель реализуется далеко не всегда и сводится чаще всего к усвоению учебных ЗУНов. Заучивание определений, утверждений и стандартных методов решения учебных задач — обычный арсенал педагогических требований к большинству обучаемых. Это обусловлено, с нашей точки зрения, рядом причин. Во-первых, традиционные учебные ЗУНы представляют собой ощутимый, видимый результат, который поддается измерению (тесты, контрольные работы). Деятельность же учителя по развитию личностных качеств – это, образно говоря, «айсберг», большая часть которого находится под водой, т.е. усилия педагога, направленные на развитие учащихся, чаще всего оказываются невидимыми. Во-вторых, результаты развития (личностные качества) не всегда явно проявляются в стенах образовательных учреждений, что также делает педагогическую деятельность по их развитию непривлекательной и популярной лишь на словах. В-третьих, в педагогической науке не разработаны эффективные способы измерения вклада педагога в развитие учащихся. Что же касается психологической диагностики, то ее усилия направлены главным образом на измерение конечного результата – уровня развития учащихся. При этом практически невозможно вычленить персональный вклад отдельных педагогов в достижение конечных результатов. В-четвертых, большинство педагогов не знает, как превратить учебный предмет в средство развития конкретных личностных качеств, не владеют специальными образовательными технологиями, благодаря которым педагогический процесс становится развивающим. В-пятых, распространенные на сегодняшний день развивающие образовательные технологии Занкова и Эльконина-Давыдова ограничены в своем применении. Их действие распространяется в основном на начальную ступень обучения. Приоритет развития личностных качеств учащихся признается многими учеными, педагогами, руководителями образования. Новое тысячелетие, новый век требуют принципиального изменения содержания и технологий образования, требуется переход на новую философию образования [1]. Заметим, что многие философы называют ХХI век веком «неогуманизма». Особенность этой философии заключается в том, что она отстаивает «не удовлетворение потребностей (жизнь показала, что стремление наиболее полно удовлетворить потребности человека рано или поздно становится иллюзией), а развитие возможностей и способностей человеческой личности» – подчеркивал великий гуманист ХХ в.а. печчеи. Американский психолог А. Маслоу в связи с этим неоднократно отмечал, что образование в демократичном обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества.а. а. Леонтьев в своих выступлениях и работах также постоянно говорит о том, что главная задача общеобразовательной школы – целостное развитие личности школьника, и подготовка личности к дальнейшему развитию за стенами школы. Наконец, в Концепции модернизации российского образования провозглашается, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»