«Русская классическая литература» — это не просто «литература первого класса» и не литература как бы «образцовая», ставшая классически безупречнойблагодаря своим высоким чисто литературным достоинствам. Все эти достоинства, конечно, есть в русской классической литературе, но это далеко не все. Эта литература обладает и своим особым «лицом» , «индивидуальностью», характерными для нее признаками. И я бы прежде всего отметил, что творцами русской классической литературы выступали авторы, обладавшие громадной «общественной ответственностью». Лучшие произведения русской классической литературы никогда не предлагают читателям готовых ответов на поставленные общественно-нравственные вопросы. Авторы не морализируют, а как бы обращаются к читателям: «Задумайтесь! » . «Решите сами! » , «Смотрите, что происходит в жизни! » , «Не прячьтесь от ответственности за все и за всех! » Русская классическая литература — это грандиозный диалог с народом, с его интеллигенцией в первую очередь. Это обращение к совести читателей. Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей, «историей литературы» только. Она беседует с нами, ее беседа увлекательна, возвышает нас и эстетически, и этически, делает нас мудрее, приумножает нашу жизненную опытность, позволяет нам пережить вместе с ее героями «десять жизней», испытать опыт многих поколений и применить его в своей собственной жизни. Она дает нам возможность испытать счастье жить не только «за себя», но и за многих других — за «униженных и оскорбленных», за «маленьких людей», за безвестных героев и за моральное торжество высших человеческих качеств… Истоки этого гуманизма русской литературы — в ее многовековом развитии, когда литература становилась иногда единственным голосом совести, единственной силой, определявшей национальное самосознание русского народа. Литература нашего времени выросла на основе русской классической литературы. Усвоение классических традиций — характерная и очень важная черта современной литературы. Без усвоения лучших традиций не может быть движения вперед. Нужно только, чтобы не было пропущено, забыто, упрошено в этих традициях все наиболее ценное. Мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия.
В тексте Лебедева Н. И. Поднимается проблема выбора литературы у современного читателя. В наше время книжные магазины предлагают огромный выбор литературы: детективы, бестселлеры, романы и т.д. и от этого разнообразия теряешься, не знаешь, что стоит прочитать. Одни люди покупают книги в зависимости от настроения или желания «убить время». Этот выбор бездушный. Как правило, люди, которые читают книги бездумно, духовно бедны, с ними скучно общаться. А есть люди, чей выбор зависит от нравственного облика и духовного мира. Такие люди выбирают книгу, близкую по духу, которую можно перечитывать несколько раз, и каждый раз открывать для себя новые «глубины» смысла. Позиция автора в решении этой проблемы видна из его слов. «Так сделаем же все, чтобы наши дети читали Пушкина» . Нельзя не согласиться с позицией автора. Классическая литература требует «не чувственного, а интеллектуального постижения». Читатель не только рисует образы героев в своем воображении, но и читает между строк, пытается понять всю глубину произведения. Как прекрасен язык классической литературы! Как он мелодичен, тонок, чист! Например, стихотворение Ивана Бунина «Детство": Чем жарче день, тем сладостней в боруДышать сухим смолистым ароматом. И радостно мне было по утруБродить по этим солнечным палатам… Как же мелодичен и прекрасен язык поэта! А смысл так глубок, что приходится снова и снова перечитывать это прекрасное стихотворение. Но, к сожалению, не все люди осознают красоту классической литературы… Выбор читателя зависит от его духовного мира, воспитания, нравственного облика. Жаль, что в современной литературе так мало хороших произведений и талантливых авторов, но всегда есть классика, бессмертная вечная классика. «Так давайте сделаем все, чтобы наши дети читали Пушкина» .