2) Народно-героическая эпопея «Тарас Бульба» ознаменовала собой новый, высший этап художественного историзма Гоголя. Учитель расскажет об упорной творческой работе писателя, о двух редакциях повести, раскроет историческую основу, подлинный эпический размах героического повествования. Белинский писал о повести: «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип! … И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Ка. Кие краски, яркие и ослепительные! Й какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская Сечь, то «гнездо, откуда вылетают все те гордые и крегшие, как львы, откуда разливается воля и казачество на вею Украину! … » Говоря об истоках художествекного историзма Гоголя, можно выделит роль истерических песен и дум украинского народа. «Историк,- писал Гоголь в статье «О малороссийских песнях» ,- не должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места: в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он захочет узнать верный быт, СТИХИИ характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого и порознь каждого частного, тогда он будет удовлетворен вполне: истерия «арода разоблачится перед ним в ясном величии». Сам писатель с необыкновенной художественной силой и полнотой запечатлел в повести «дух минувшего века» , «историю народа… в ясном величии». Реальные события и художественный домысел переплелись в единое, законченное целое: перед читателями предстало начало народно-освободительного движения на Украине в конце 30 — начале 40-х годов XVII в.*Правда, сам характер Тараса Бульбы как выразителя народных чаяний и стремлений складывался в более раннюю эпоху «бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию», т.е. в конце XV- на протяжении XVI вв. Особенности эпического повествования в «Тарасе Бульбе» в том и заключаются, что основное действие (походы запорожцев) нельзя отнести точно к конкретной хронологической дате или месту: художник правдиво воссоздает лишь «дух минувшей эпохи», оставившей глубокие следы в памяти народной, исторических песнях, думах и сказаниях. «Творчески властно подчиняет Гоголь содержание исторических документов законам искусства, своему художественному замыслу воплощения духа и колорита эпохи. Соблюдая истину прошлого, писатель подходит к изображению истории в свете основной задачи художественной литературы — познание человека в реальных особенностях его бытия и облика, образа мышления, чувствований, стремлений»