Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы в начале XIX века между «веком нынешним» и «веком минувшим». Автору удалось создать такие яркие и выразительные образы, что они и теперь легко входят в нашу жизнь, заставляют задумываться не только о прошлом, но и о настоящем. По мнению Грибоедова, к веку «нынешнему» принадлежат люди, имеющие свое мнение и умеющие его отстаивать, честные, порядочные, образованные, независимые, с ясным умом и развитыми чувствами. Таков Чацкий. Однако, поскольку у Чацкого в комедии находится не так уж много единомышленников, мы понимаем, что его время только начинается, Москва же погрязла в «веке минувшем», создающем атмосферу неискренности, испорченности, извращенности моральных норм и ценностей. Молчалин и Скалозуб — типичные представители отживающего века. Их объединяет ограниченность, ненависть ко всему новому, прогрессивному, беспринципность и закостенелый консерватизм. Вот Скалозуб. Он любит поболтать о пустом, ведь сам беспросветно глуп: Он слова умного не выговорил сроду. Однако у него есть перед остальными неоценимое преимущество: И золотой мешок, и метит в генералы. Это делает его уважаемым гостем в любом доме и завидным женихом. Никого не беспокоит, что карьеру он делает на гибели и неудачах товарищей, что он невежествен, не способен на глубокие чувства, к тому же — непримиримый враг просвещения. Зачем ему новые знания, если и так, … чтоб чины добыть, есть многие каналы. Молчалин находится в другом положении, он только начинает свой путь по служебной лестнице. Для того, чтобы добиться расположения «высшего света», он готов льстить, лицемерить, прислуживаться. Два самых ценных его достоинства — «умеренность и аккуратность», они спасают его от всяческих неприятных неожиданностей. Во всем прислушиваясь к общественному мнению, Молчалин твердо уверен: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Свято выполняет он заветы отца «угождать всем людям без изъятья», и хитрость и притворство приносят ему долгожданное доверие и расположение в этом больном испорченном обществе. Довольно забавно читать напыщенные и «весомые» речи Скалозуба или наблюдать за подлой и коварной интригой Молчалина, однако их самоуверенность, живучесть, жизнеспособность страшны. Причем, самое ужасное не то, что в мире есть место таким карьеристам, подхалимам и низкопоклонникам, а то, что они получают поддержку и находят покровителей даже в нашем сегодняшнем мире. Добравшись до власти, они сами станут покровителями молчали-ных и скалозубов, в этом же духе воспитают своих^ детей. Однако радует то, что, какими бы хитрыми или, напротив, глупыми не были эти представители фамусовского общества, им не под силу остановить время, прогресс, стремление молодых людей к просвещению, поэтому они всегда будут оставаться в меньшинстве.