Ладимир Маяковский – поэт, любивший писать о трагической любви. Его лирическим произведениям характерна эпическая масштабность и социальная коллизия эпохи. Своей музе Лилии Брик он говорил об этом чувстве так: «Любовь — это сердце всего. Если она прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Любовь в творчестве Маяковского переплетается с мукой, горечью и страданием. Любовная лирика хорошо видна в таких его произведениях, как «Флейта-позвоночник» , «Люблю» , «Облако в штанах» и «Про это». Процитируем последнее из этих стихотворений: Чтоб не было любви — служанки замужеств, похоти, хлебов. Постели прокляв, встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь. В жизни Владимира Владимировича встречались разные женщины, были быстротечные романы, флирты и серьезные любовные увлечения. Но любовь в творчестве Маяковского в основном появилась благодаря трем женщинам – Лилии Брик, Марии Денисовой и Татьяне Яковлевой. Первым его увлечением была харьковчанка, которая в 1914 году оказалась на двух выступлениях Владимира Маяковского в Одесском театре. Именно ей он посвятил эти строчки: Мария! Имя твое я боюсь забыть, как поэт боится забыть какое-то в муках ночей рожденное слово, величием равное Богу… Когда поэт впервые попал на литературный обед к Машеньке, все присутствующие увидели резкие перемены в его поведении – он не сводил глаз с девушки. Но Мария Денисова была девушка рассудительной и не спешила связывать свою жизнь с такой увлеченной натурой, как Маяковский, она выбрала себе в мужья талантливого инженера Василия Строева. Любовь в творчестве Маяковского, несмотря на неудавшиеся отношения с Денисовой, не исчезла, у него завязался роман с Лилией Юрьевной Брик. Она была его музой и главной любовью в жизни. Познакомила их в 1915 году бывшая возлюбленная Маяковского – Эльза, именно она привела поэта в квартиру Лилии и Осипа Брик. Поэт влюбился в замужнюю женщину с первого взгляда и в тот же вечер посвятил ей стихотворение «Облако в штанах», а 1916 году он написал ей стихотворение «Лиличка! »: Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. Роман Лилии и Владимира был долгим, в последний раз любовь в творчестве Маяковского к этой женщине была заметна в его поэме «Хорошо! », в 13 и 14 главах: Если я чего написал, если чего сказал- тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза. У Лилии Юрьевны было очень терпимое отношение к мимолетным интрижкам Владимира Владимировича. Следующим серьезным увлечением его жизни стала русская эмигрантка Татьяна Яковлева, с которой поэт познакомился в Париже. Но отношения с эмигрантками в те годы были запрещены, поэтому произведения, посвященные Татьяне Алексеевне, были опубликованы лишь через 26 лет после смерти поэта. В «Письме Татьяне Яковлевой» он писал: Я все равно тебя одну когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем. Но из столицы Франции Татьяна уезжать в Росию не хотела, а в 1929 году любовь в творчестве Маяковского была адресована другой пассии – Веронике Полонской. Она была замужем, но чувствовала, что роман с поэтом будет скоротечным, поэтому не подавала на развод. Боль, обиды, разочарования от отношений с женщинами оставили отпечаток лирических произведениях поэта. Поэтому любовь в творчестве Маяковского порой высмеивалась и отрицалась. Он говорил: «Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств… ». Но, как бы ни складывалась личная жизнь поэта, читателей всегда потрясала сила любви, которая так читалась в его стихотворениях.