Баллада (от франц. ballade — танцевальная песня; от позднелат. ballo — танцую) – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для баллад характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в балладах присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллада — один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Особенности жанра: 1) Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. 2) Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку. 3) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому. Теперь рассмотрим эти особенности на примере баллады В. А. Жуковского «Светлана» . 1. Сочетание реального и фантастического Реальное – гадание, сон, встреча с возлюбленным Фантастическое — события, произошедшие во сне: Встреча, ночные путешествия, мертвец, ворон (символ темных сил), голубка (символ светлых сил) 2. Элементы фабулы: Завязка – гадание Кульминация – встреча с мертвецом Развязка – пробуждение, встреча с возлюбленным. 3. Сюжет, герои. Баллада передает трепетный девичий сон. Образы страшного и фантастического: жених –мертвец, скачка на конях, карканье ворона – предвестника несчастий, гроб в избушке – все это Светлана увидела во сне. А в жизни – пробуждение и счастливая встреча. Чувства. Лирическая тема в балладе связана с образом Светланы, с тоской по милому другу. В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В начале XIX века гадания утратили свою магическую силу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в то время было ее замужество, поэтому вопрос, кто станет ее «суженым», был очень важным. В образе Светланы Жуковский отражает типичные черты русской девушки, это идеал поэта. Светлана кротка, религиозна, молчалива. В разлуке с милым Светлана грустит, она не ропщет, а ищет облегчение в молитвах и слезах. За все это ее и награждает поэт: все ужасы она переживает только во сне, а наяву ее ждет радость, данная ей провидением за покорность и терпение.