По весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объема и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, ирассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella). В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ» [1]. Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали все, что не дотягивало по объему до романа[2]. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом ( «Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина) [3]. Содержание [убрать] 1 Историческое значение 2 Проблемы определения 3 См. Также 4 ПримечанияИсторическое значение[править | править исходный текст]В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое, в отличие от поэтического. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик. Важным источником старорусских «повестей» являются летописи ( «Повесть временных лет» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях ( «Повесть о нашествии Батыя на Рязань» , «Повесть о Калкской битве» , «Повесть о Петре и Февронии» и др.), чья достоверность и актуальная значимость (ценностная доминанта) не вызывали сомнения у современников. Проблемы определения[править | править исходный текст]Жанр повести — переходный между романом и рассказом, и поэтому он с трудом поддается однозначному определению. Сюжет классической повести (как он сложился в реалистической литературе второй половине XIX века) обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе, причем характерное для романа четкое разграничение между главными и второстепенными персонажами в повести, как правило, отсутствует или это разграничение несущественно для развития действия. Иногда одно и то же произведение сам автор характеризует в различных жанровых категориях. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а затем — романом. Названия повестей часто связаны с образом главного героя ( «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Рене» Р. Шатобриана, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского и др) или с ключевым элементом сюжета ( «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла, «Степь» А. П. Чехова, «Уездное» Е. И. Замятина) См. Также[править | править исходный текст]Философская повесть (conte philosophique) — специфический жанр эпохи Просвещения, в котором работали Вольтер и Дидро, в России — А. П. Беницкий ( «Ибрагим, или Великодушный»). Примечания[править | править исходный текст]↑ Ф. З. Канунова. Из истории русской повести. Изд-во Томского Университета, 1967. Стр. 27.↑ Э. А. Шубин. Современный русский рассказ: вопросы поэтики жанра. Наука, Ленинградское отд-ние, 1974. Стр. 35.↑ В. Баевский. Тридцать лекций о Золотом веке русской литературы. Изд-во СмолГУ, 2009. Стр. 31 КОРОЧЕ УЧИ ЧТО ТАКОЕ ПОВЕСТЬ, МЫ ЖЕ НЕ ЗНАЕ ЧТО ПРОСТО НАДО ПИСАТЬ ТЕБЕ, И КАКУЮ ПОВЕСТЬ=)