Горе от ума» — реалистическое произведение, где А. С. Грибоедов даеткартину жизни крепостной Москвы девятнадцатого века. Содержание комедиираскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпохрусской жизни – «веканынешнего» и «века минувшего». Оно (столкновение) было выражением борьбыдвух политических лагерей – лагеря феодальной реакции, защитниковкрепостной старины в лице Фамусова, и лагеря передовой дворянскоймолодежи, облик которой воплощенГрибоедовым в Чацком. Мир фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова иСкалозуба, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников –молчалиных. Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин иЧацкий – ровесники. Тем резче контраст между ними. Они противостоятдруг другу, и это противостояние проявляется как в любовном, так и вобщественном конфликтах. Молчалин – убежденный консерватор, поэтомудиалог и взаимопонимание между ним и Чацким невозможны, а конфликтнеизбежен – их жизненные идеалы и поведение в обществе абсолютнопротивоположны. Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь «степень известных». И если бы, не Фамусов, пришлось бы Молчалину «коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти безвсякой возможности продвинуться. Однако Молчалин знает, как ему надосебя вести: Во-первых, угождать всем людям без изъятья –Хозяину, где доведется жить, Начальству, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Как у Скалозуба, у Молчалина «чтоб чины добыть, есть многие каналы». Занесколько лет, проведенных в Москве, он успел сделать неплохую карьеру. Но главное – сумел наладить нужные связи и приобрести полезныезнакомства. В отличие отЧацкого, Молчалин вписывается в фамусовское общество. Это «маленькийФамусов», ведь у него много общего с московским «тузом». Например, отношение Молчалина к службе – чисто «фамусовское»: он хотел бы и «награжденья брать, и веселопожить». Молчалин считает зависимость «от других» основным закономжизни. Чацкий же не может понять, «зачем же мнения чужие толькосвяты» . Общественное мнение для Молчалина свято: «Ах! Злые языкистрашнее пистолета» . Чацкий же происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин иполучил хорошее образование. Чацкий имеет богатый жизненный опыт, онмного путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкийназывает «нынешний век» веком просвещения и всячески восхваляет тягу кзнаниям, наукам и искусствам «высоким и прекрасным». Чацкий не требует «ни мест, ни продвижения в чин». Он готов служить по велению долга, «служить делу»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» .