С начала сказки героиня Золушки предстает милой, общительной, сопереживающей и готовой придти на помощь нуждающимся в ней, маленькой девочкой, которая радуется жизни, своим родителям, открыта окружающему миру. Ребенком, который может и выражает свободно свои эмоции и чувства, разные свои желания и взгляды. Она значима и уважаема должным образом своими родителями. Можно сказать, что как ребенок, Золушка играла и развивалась свободно, не ограничивая свой творческий потенциал и способности, открыто выражала (пусть по-детски наивно) свои взгляды на вещи. В этот момент ее жизнь была интересной и наполненной смыслом. Рассматривая детство и семью Золушки, можно предположить, что условия такого хорошего воспитания и отношения к ней: как еще маленькой, но уже личности, взрастили бы целостную личность во взрослой Золушке. Но неожиданный удар судьбы — смерть мамы и в дальнейшем брак ее отца на новой жене — злой мачехе коренным образом меняют жизнь Золушки, а впоследствие и ее личность подвергается изменениям. Как происходил процесс изменения личности Золушки можно лишь предполагать и фантазировать, так как в сказке этот период ее взросления коротко описывается тяжелыми условиями (в том числе бездействием и беспомощностью отца) и многочисленными обязанностями. Повзрослевшая Золушка — это все та же добрая, но без проявления себя, своего характера, терпеливая, всепрощающая девушка. Девушка без прав на проявление чувств, желаний, эмоций. В этой ситуации ужасают не условия и постоянное выполнение тяжелого физического труда, а бездействие и принятие Золушкой сложившегося образа жизни: выполнив всю работу по дому Золушка уходила в уголок возле печи, садилась на горку золы (от сюда и прозвище «Золушка") и ждала очередных приказов, требований, поручений, которые отдавали ее сводные сестры и мачеха. И лишь в моменты, когда она оставалась одна, она вспоминала свою семью и то, время когда ей было хорошо среди любящих людей. Эти мысли уводят ее далеко в свой идеальный мир, в котором нет злобной мачехи и ее дочерей, а есть свой дом, семья и любящий принц. Здесь просматривается идеалистическое мышление Золушки, попытки день за днем, раз за разом забыть, не думать о реально происходящем, о своем страхе и неспособности что-либо менять. Лишь с большими усилиями она делает то, что хочется. В ситуации, когда она красивая и нарядная, одетая и подготовленная феей-крестной, подъехав к замку, сомневается и боится сделать так, как хочется — пойти на бал. Золушке приходится, преодолевая себя, свои сомнения, спасительное желание уйти (убежать), зайти в замок, и войдя в бальный зал почувствовать себя по-другому. И здесь на балу, получив желаемое, она бежит из страха непринятия себя принцем такой, какая она есть. Да и ей самой трудно в один миг принять исполнение своих желаний, ведь она отвыкла от этого. Проявление слабой воли и самопожертвования наглядно проявляется во время примерки хрустальной туфельки сестрами. Здесь Золушка собственноручно умело одевает туфельку на ногу сестре, и в этот момент отказывается от любимого принца, от возможности стать принцессой: вырваться из своего дома и реализовать свои мечты. Она делает так, как хочет ее окружение, пряча и приглушая свои чувства, отодвигая себя на задний план. Так и хочется задать вопрос: «А, что же дальше? ". И не услышав ответа, понимаешь бессмысленность и бесполезность жизни Золушки на этом этапе жизни. Возможно все и было бы так грустно, если бы вновь воля случая (разбитая туфелька) и старания феи-крестной не дали шанс Золушки заявить о себе и своих правах (девушки, обладательницы той самой маленькой ножки, с которой и слетела туфелька) на роль невесты принца. Подводя итог выше сказанного, обращаясь к типологии патологий личности профессора Дусавицкого А. К., можно сказать, что психологический портрет Золушки — это портрет «Стоика":