Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в 1884 году, в семье Лансере-Бенуа, прославленной художественной династии России. Отец ее, Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, он умер когда Зине было всего 2 года и она знала о нем только по рассказам родных. Ее мать — Екатерина Николаевна Лансере была родом из знаменитой семьи художников и архитекторов Бенуа. Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Свое влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. Венециановские портреты крестьян, поэтизация крестьянского труда вдохновили Зинаиду Серебрякову на создание своих картин, подтолкнули к серьезной работе над портретами. С особым удовольствием она рисовала маленьких спящих детей, своих и крестьянских. Детские портреты особенно удавались художнице. Произведения, посвященные детям, радостны и светлы, Зинаида Евгеньевна любуется детской открытостью и естественностью, тем, как непосредственно дети умеют выражать свою любовь к близким, свой интерес к окружающему миру. Таков ее «Автопортрет с дочерьми», картины «Девочки у рояля» , «Катя с натюрмортом» , «Катя в голубом у елки» , «За обедом». Природа наградила детей Серебряковой благородной внешностью, ими восхищались окружающие. Из воспоминаний людей, знавших их, самая младшая — Катя — была обладательницей золотистых волос и нежного лица, у Татьяны и Александра были живые темные блестящие глаза, напоминавшие материнские, и красивые каштановые волосы, а старший сын — Евгений — был голубоглазым блондином с тонким профилем. В 1914 году она создала групповой портрет троих своих детей – «За обедом». Среди изображений детей две картины отличаются заложенной в них печалью. Это насквозь символичное полотно " Карточный домик» и «Мальчики в матросских тельняшках». В год их создания произошло трагическое событие — в апреле 1919 года умер от сыпного тифа муж Зинаиды Серебряковой — Борис Анатольевич. На хрупкие плечи Зинаиды Евгеньевны обрушилось горе и тяжелая необходимость одной растить четверых детей и поддерживать мать, теперь она одна должна была заботиться о семье. В конце 1919 года им придется покинуть родной дом в Нескучном из-за начавшихся грабежей и погромов. Впоследствии имение будет разграблено и сожжено. Как все изменилось за эти годы. Куда девался домашний уют, мирное тихое течение времени? Все неустойчиво, хрупко и тревожно. Подросшие, серьезные дети строят из игральных карт домик, который через минуту развалится. В картине «Карточный домик» отразились раздумья матери о детях, поставленных суровыми обстоятельствами на грань выживания. На лицах детей застыло выражение растерянности, они грустны и сосредоточенны, взгляды направлены на рассыпающийся в руках карточный домик. Игра неожиданно напомнила о трагических обстоятельствах их жизни, о легко разрушаемом, зыбком счастье…