В середине 50-х гг. Начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции. Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе. В Русской культуре конца 19 в. Выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное. Представители консерваторов — В. П. Боткин, А. В. Дружинин, П. В. Анненков, А. Н. Майков, А. А. Фет публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа» . Демократы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. А. Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки» . Либералы — К. Д. Кавелин, Ф. И. Буслаев печатались в журналах «Русская мысль» , «Вестник Европы» и «Северный вестник» . В русской литературе наиболее ярко проявили себя: Л. Н. Толстой ( «Воина и мир» , «Анна Каренина» и др.), Ф. М. Достоевский ( «Преступление и наказание» , «Идиот» и др.), Н. Г. Чернышевский «Что делать», Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И. А. Гончаров «Обломов», И. С. Тургенев «Дворянское гнездо», А. П. Чехов «Степь» , «Чайка», В. И. Даль «Толковый словарь». А. И. Куприн «Первый дебют», М. Горький «Макар Чудра» . Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И. Н. Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «товарищество передвижников» (870 г.). В это общество вошли художники-реалисты Е. И. Репин ( «Арест пропагандиста» , «Под конвоем» , «Бурлаки на Волге»), М. Е. Маковский ( «Осужденный» , «Узник», Н. А. Ярошенко ( «Студент») и др. Суть передвижничества — популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е. И. Репин «Крестный ход в Курской деревне», Г. Т. Мясоедов «Косцы» . В историческом жанре значимые работы создали В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни», В. Г. Перов «Суд Пугачева», И. Е. Репин «Стенька Разин», В. М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный». Живописцы представили интересные работы: И. И Шишкин «Дубовая роща», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», А. Й. Куинджи «Ночь на Днепре» . Во второй половине 19 в. Сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г.а. г. Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г.м.а. балакирев и Г. Я. Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. Было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.). Во второй половине 19 в. В России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры. Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. Был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. Открыты женские гимназии и принят новый университетский устав. Произошли значительные открытия в науке и технике. В1884 г.о.д. хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А. С. Попов повторил опыты Г. Герца по получению электромагнитных волн, А. Г. Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г.а. с. Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму. Вторая половина 19 века — время творчества выдающихся ученых Д. И. Менделеева и А. И. Бутлерова.