В предисловии к сборнику «Думы» Рылеев оговорил условность включения внего двух произведений: «Рогнеды» и «Олега Вещего» . «Первая, — указывалоп, — по составу своему более повесть, нежели Дума; вторая естьисторическая песня». Жанровое уточнение рылеевских дум можно вести идальше. В критической литературе уже высказывалась мысль о делении их наобщественно-героические поэмы ( «Вадим» , «Иван Сусанин» , «МихаилТверской») и социально-исторические думы ( «Владимир Святый» , «Курбский» , «Борис Годунов»). Думы Рылеева — оригинальный, уходящийсвоими корнями к народным украинским и русским историческим песням идумам жанр. Это краткие лиро-эпические произведения об историческихгероях, находящихся чаще всего в драматических ситуациях. Публицистические размышления или речи героев рылеевских дум нередкозавершаются прямыми назидательно-поучительными выводами, обращениями ипризывами: «Отец, будь подданным своим» ( «Ольга при могиле Игоря») , «Ужасно быть рабом страстей! » ( «Святополк»). Осуществляяагитационно-дидактическую цель — пропаганду передовых идей, руководствуясь романтическим методом, Рылеев рисовал характеры дум лишьобщими, но резкими и широкими штрихами. Образы его героев, сливаясь собликом самого поэта, голос которого слышится во всех ихпатриотическо-свободолюбивых речах, привлекают высокими идеями, благородством чувств, целостностью, монументальностью характеров. Ониромантичны по выдающейся силе ума и сердца, по исключительностипсихологических состояний, по драматичности положений. Своеобразны нетолько обстоятельства, но и психологические положения героев дум: военные походы ( «Олег Вещий»), плен и гнет ( «Рогнеда»), темница ( «Глинский»), изгнанничество ( «Курбский»), верховная власть Бориса принедоверии народа, не простившего ему убийства «отрока святого» ( «БорисГодунов»). Романтическая необычность обстановки, окружающей героев, оттеняется картинами ночного, осеннего, дикого пейзажа, как правило, мрачного, тревожного и бурного.