Трагическая судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» ДрамаОстровского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX века. Это время, когдав России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приходновой силы — разночинцев-интеллигентов. В литературе появилась новаятема — положение женщины в семье и обществе. Центральное место вдраме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героямипьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят подраскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой — символдушевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется черезотношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает еедушевное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душесамой героини. Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло впатриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток нахарактер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины былисчастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражениюОстровского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушаларассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина —мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствуетдействительности. Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, иснова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало еемечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первыйвзгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которыепроявились уже в детстве. Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразныйпротест ребенка. А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще однусторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная инезависимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего людине летают так, как птицы? » — эти на первый взгляд странные словаподчеркивают независимость характера Катерины. Катерина предстаетперед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой — тихая, религиозная и покорная судьбе иродительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала еезамуж за Тихона Кабанова. Катерина не любила своего будущего мужа, нобезропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своейрелигиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Ябуду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю» . Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховностисвязывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стенойот внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катеринатак мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, какбабочка» .