48

"Я полон дум о юности веселой но ничего в прошедшем мне не жаль»…

kristan 29 июня 2022

"Я полон дум о юности веселой но ничего в прошедшем мне не жаль» Одинакова ли инотация этих строк? Как передано раздумьепоэта?

категория: литература

44

Это стихотворение лирическое и философское. Природа стала помощницей поэта в его раздумьях о жизни и смерти, о творчестве и бессмертии. В первой строфе дана обобщенная картина поздней осени, которая передает печальное настроение лирического героя: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Строфа основана на золотом, ярко- желтом цвете. Осеннее золото — это венец жизненного пути, пора увядания, но не дряхлого, а возвышенного и торжественного. Это и символически возвышенное определение прекрасного и цвет осени. Но все-таки, стихотворение больше грустное, чем торжественное: тема странника, бесприютности ( «печально пролетая, не жалеют больше ни о чем»), подчеркнутая холодным цветовым эпитетом: «над голубым прудом», не позволяет бесконечно радоваться золотым краскам осени. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутима в строфе, где лирический герой один среди осенней голой равнины: Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Явно возникает мысль о том, что лирический герой начинает новую жизнь, но он не отвергает свое прошлое. Он с теплой грустью вспоминает о веселой юности. Стою один среди равнины голой, А журавлей уносит ветер в даль… Но все же, чувствуется некая беспомощность, ведь «журавлей относит ветер вдаль» — не сами журавли улетают отсюда… Наверное, и сам лирический герой не властен над самим собой в эти минуты. Соотнесение весны в душе человека ( “души сиреневая цветь”), и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: В соду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть… Кажется, в словах «никого не может он согреть» — высшая степень безысходности. В этих строках Сергей Александрович Есенин делает особый акцент на ярко-красный цвет, который особенно выделяется на фоне всеобщей желтизны ( «от желтизны не пропадет трава»). Часто в художественной литературе красный – это цвет тепла, счастья и радости, но поэт нашел ему другое применение. У Есенина красный, хоть и пламенный, горящий, но все же какой-то безжизненный, не дающий ни тепла, ни жизненной силы. В стихотворении поэт раскрывает тему увядания природы. Но строка: Не обгорят рябиновые кисти… — несколько противоречит предшествующим мыслям о том, что все увядает, пустеет. Возникает утверждение того, что роща не может отговорить навсегда и человек не может не жалеть о прошедшей молодости. Несмотря на отрицание, все-таки вызываются представление о сожженном, невольно возникает ассоциация с чем-то черным и хмурым. Тихое падение листьев доносит до читателей мотив некогда сильных порывов любви. Все вдруг завершается темой двух главных стихий: времени и ветра, они переводят действие в иное «космическое» измерение. И все же мы возвращаемся к настоящему времени, к жизни, хотя и отговорившей. Концовка стихотворения кажется довольно трагической, но сами воспоминания о прошумевшей, процветшей жизни наводят на приятные, хоть и грустные мысли. И пусть жизнь прошла, но она была яркой и веселой.

пользователи выбрали этот ответ лучшим

Знаете другой ответ?
Другие вопросы по литературе

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее...